Впервые термин появляется у французского поэта А.Арто, близкого к сюрреализму и группе Дала, развивавшего идеи нового театра, "театра жестокости". Идея театра жестокости солидарна с мифом о достижении пределов сценического выражения страсти; человеческое тело (актерское, прежде всего) должно выражать себя в движениях, которые не были бы предопределены организацией органов, были бы не органичными и органоподобными, а творимыми. Наши тела - это организмы, а не тела.
"Тело есть тело, оно одно, ему нет нужды в органах, тело не организм, организмы - враги тела, все, что мы делаем, происходит само по себе, без помощи какого-либо органа, всякий орган - паразит..." Как одолеть "организмы" и освободить сокрытые и подавленные в них силы жизни? Возможно ли освобождение реальности жизни от тел-организмов, возможно ли то, что Арто называл развоплощением реальности, decorporisation de realite? Может ли быть новый современный театр местом развоплощения угнетаемых и подавленных тел жизни?
Определение. Тело-без-органов является, прежде всего, аналогом тел движения: протоплазматическая субстанция (В.Райх, С.Эйзенштейн), космическая плоть (Д.Лоуренс), гротескная телесность (М.Бахтин), танцующее тело (Ф.Ницше, П. Валери), тело эвритмическое или эфирное (Р.Штейнер, А. Белый, М.Чехов). Сильная эмоциогенная ситуация, шок или подъем чувств создают движение, которое направляется "против организма" и нашего Я-чувства (чувства психосоматической и осознаваемой идентичности). "Сильная эмоциогенная ситуация является, если можно так выразиться, агрессией против организма. Мобилизация энергетических ресурсов организма в этом случае столь велика, что исключает возможность их использования в адаптивно-приспособительных реакциях; возбуждение приводит к "биологическому травматизму", характеризующемуся, в частности, нарушением функционирования органов, иннервируемых симпатической и парасимпатической системой" (П.Фресс, Ж. Пиаже). В сущности, этот вид тела - тело-без-органов - может быть приравнен к "первичной материи" Становления, энергии (таковы тела "чистой страсти": тела экстатические, сомнамбулические, шизо-тела, тела световые, ритмические (танцующие), сновидные, истерические, садистские или мазохистские и т.п.). Его "субъективным" аналогом является состояние, которое испытывает танцор, достигший в движении чувства ритмической полноты собственного тела (то, что Р.Арнхейм назвал "кинестетической амебой").
Принцип картографии. Понятие тела-без-органов вводится в современную философскую мысль Ж.Делезом и Ф.Гваттари в таких работах, как "Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения" (Anti-OEdipe,1972), "Кафка" (Kafka. Pour une litterature mineure, 1975), "Ризома" (Rhizome, 1976), "Тысяча поверхностей" (Mille plateaux, 1980). Тело-без-органов - не это или другое тело, немое тело, но и не тело-объект; если оно и существует, то по другую сторону от общепринятого представления о телесной реальности. Нельзя говорить о его органах, анатомии, использовать по отношению к нему выражение "образ тела". Тело-без-органов - вне собственного образа и телесной схемы (пространственно-временных и топологических координат), вне анатомии и психосоматического единства, вне собственных органов. Д. и Г. мыслят понятие тела-без-органов в границах спинозистской стратегии и относят его к имманентному плану Природы. Это понятие скорее экологическое. Не случайно Д. и Г. определяют его как ризому. Необходимо исследовать тело-без-органов с позиции географии и картографии, но не с точки зрения памяти, истории или эволюционной биологии (генеалогии). Введение техники картографического описания преобразует первоначальные наброски понятия тела-без-органов, которые мы находим в известных текстах А.Арто: оно теряет антропоморфный характер репрезентации, становится "нечеловеческим", т.е. безразличным к определению через род, вид или субстанциональную форму. Судьба живого тела более несоотносима даже с его "воображаемой" анатомией (контрфрейдовский вывод). Не тело (или организм), а картография тел. Тело-без-органов размещается в поле действия интенсивных величин, или аффектов, которые, в свою очередь зависят от поля действия величин экстенсивных. Трудности в понимании вводимого понятия обусловливаются еще и тем, что Д. и Г. часто наделяют его характеристиками и "качествами", которые сами нуждаются в пояснении, поскольку относятся к философскому словарю средневековой мысли (Дунс Скот). Два плана существования тела-без-органов: план имманенции и план консистенции. В одном случае, когда обсуждается план имманенции, мы говорим о "широте", latitude, или, точнее, о форме широты интенсивного существования тела, ибо тело живет посредством интенсивных состояний, аффектов, в них оно проявляется (тело может быть только аффектированным или аффектирующим). Под формой широты следует понимать длительность интенсивности (понижение/повышение), которая, изменяясь по степени, не утрачивает своей формы. Когда обсуждают план консистенции, то говорят о долготе, longitudo, или форме долготы так, как если бы говорили о степенях плотности той или иной материальной формы, и поэтому здесь важны спинозистские различия тел по их медленности и быстроте, покою и движению, и не столько отдельных тел, сколько самих "элементов", "частей", "органов", "атомов" любых материальных или "живых" тел. Один план действует в другом. Быстрота и медленность - экстенсивные по своей природе - указывают не только на видимую быстроту и медленность тел, они не имеют ничего общего с видимыми проявлениями быстроты и медленности с позиции неподвижного наблюдателя; их экстенсивность определяется интенсивностью, степенями интенсивности, - тем, что Д. и Г. называют "не-оформленными элементами материи". Определенному качеству, степени интенсивности соответствует определенное экстенсивное движение элементов: то быстрое, то медленное, то мгновенное, сверхбыстрое, то сверхмедленное. Индивидуальная форма тела распадается на эти конфигурации (планы) широты и долготы, интенсивные экстенсивы и экстенсивные интенсивы, и не нуждается в поддержке со стороны субстанциональных форм и их функций, со стороны субъектов, видов, родов. Неуместно и представление о теле-без-органов как об имеющем "место" во времени и пространстве. Тело-без-органов "промежуточно", потому что оно абстрактно, ибо не является ни проекцией, ни калькой, но принципом сцепления в одной уникальной карте гетерогенных и всегда микроскопических элементов ("частичных объектов") становящейся "материи".
Д. и Г. в своих работах практикуют составление такого рода микроскопических карт для любых сложных социальных объектов: для семьи, бессознательного, живописного или литературного произведения, политики или экономики. См., например: Ф. Гваттари. Шизоаналитические картографии (F.Guattari. Cartographies schizoanalitiques, 1989). Тело-без-органов - это карта, и естественно, как и всякая карта, она несет с собой некоторые принципы организации, которые также нужно объяснять. В противном случае, т.е. в силу недостаточности "объяснений", приходится принимать понятие "тела-без-органов" за метафору и, что еще более запутывает, видеть в нем некий новый, метафизический образ "тела Бога".
Литература
Б.Спиноза. Избранные произведения в двух томах. М., "Политическая литература", 1957; Ф.Ницше. Сочинения в двух томах. М., "Мысль", 1990; С.М.Эйзенштейн. Неравнодушная природа. - С.М.Эйзенштейн. Избранные произведения в шести томах. Том 3. М.. 1964; Антонен Арто. Театр и его двойник. М., "Мартис", 1993; В.Райх. Функция оргазма. Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии. "Университетская книга", "ACT", СПб.-М.; П.Фресс, Ж.Пиаже. Экспериментальная психология. М., "Прогресс", 1975; Ж.Делез. Логика смысла. Мишель Фуко. Thcatrum Philosophicum. М.-Екатеринбург. "Раритет/Деловая книга", 1998; его же: Что такое философия?, СПб., 1998. G. Deleuze, F. Guattari.Anti-Oedipe. P., 1973; G. Deleuze, F. Guattari. Mille Plateux. P., 1980; G. Deleuze. Francis Bacon: logique de la sensation (2 vol.), P., 1981; G. Deleuze. F. Guattari. Kafka. P., 1975.